banner
 
аудиозапись

дети солнца режиссер гадель махмутов

Сабантуй тюркских племен в I - X вв.

(до прихода булгарских племен)

Одним из самых многочисленных племен проживавших на территории Поволжья в первом веке считаются племена Утургуров. Доподлинно не известно, как назывались эти племена, но наиболее частое упоминание Утургуров в разных источниках позволяет придерживаться мнения, что это так и было. (стр.5, Хронология истории Булгаро-Татар. 2005г., Казанский Государственный Университет. Кашаев Р.Х.)

стоянка племени Утургуров
Стоянка племени Утургуров. рис. Марии Даниловой
 
территориальные владения племен Утургуров
Территориальные владения племен Утургуров. рис. Марии Даниловой
 

В ту пору не было ни государств, ни границ и люди, объединенные в племена, свободно перемещались по огромным территориям в поисках добычи и подходящих для проживания земель. Территориальные владения племен Утургуров простирались от Жигулёвских гор на юге, и до Среднего Прикамья на севере. Река Сура была краем земель Утургуров на западе, а на востоке она ограничивалась реками Ак Идель и Сюнь.

Жизнь племен, была тяжелой и примитивной. Она заключалась в практическом познании основ жизнедеятельности и насущном добывании пищи. Основными занятиями Утургуров являлись собирательство, промысел зверя и пушнины. Для охоты на мелких животных и птиц использовался лук со стрелами, силки или ловушки. Дикие леса Поволжья были полны мелкой дичи, и она становилась легкой добычей охотника, но этого было недостаточно чтобы накормить родовую общину из 100 -150 человек. Поэтому наряду с индивидуальной охотой важную роль играла коллективная охота на крупного зверя. Здесь Утургурами использовался более сложный загонный способ с засадами и скрадыванием. Одна группа охотников выслеживала косулю, лося или кабана и гнала жертву в направлении, где ее поджидала ловушка. Притаившиеся в засаде охотники встречали зверя, и не оставляли ему ни какого шанса уйти. Утургуры славились как великолепные охотники, и пойманная дичь была заслуженной наградой. Добыть крупного зверя считалась большим успехом, ведь это обеспечивало едой всю общину на два, три дня. От пойманного зверя ничего не оставалось в буквальном смысле. Всему находилось применение. Мясо съедалось. Шкура обрабатывалась и шла на изготовление одежды. Из костей делали ножи, наконечники стрел и копий, украшения для женщин, игрушки для детей. Каждый охотник оставлял себе клык животного. Считалось, что клык убитого животного обладает магической силой приносящей удачу. И поэтому амулет из клыков животных имел каждый охотник.

В основе хозяйствования племен Утургуров 1 – 7 вв. лежала общинная система, которая предполагала коллективный труд и равное распределение результатов среди всех членов. Община была большой семьей людей объединенных родственной связью. Промысловая территория, охотничьи загоны, жилища, добыча, огонь все было общим. Социальная справедливость и равенство были нормой в ранних общинах. Союз нескольких общин объединенных на родственной основе образовывало собою племя. Общины, объединенные в племена, были способны противостоять нападениям недружественных племен, организовывать боевые походы, вести коллективную охоту, совершать религиозные ритуалы.

 
Предки татар. Племя Утургуров
Предки татар. Племя Утургуров. рис. Марии Даниловой
 

Во главе племен стояли вожди, которые вместе с советами старейшин обеспечивали организацию жизненного уклада в общинах. Седые старцы в племенных общинах обладали непререкаемым авторитетом. Повидавшие многое на своем веку они являлись носителями бесценного жизненного опыта, который формировал философию человеческого бытия народа. Эта философия, передаваемая из поколения в поколение, трактовала понятия, добра и зла. Она искала ответы на непростые вопросы, что есть окружающий мир и что есть человек, где начало всех начал и кто создал этот удивительный мир.

Человек во все времена задавался вопросом, кто он и откуда. И первые попытки ответить на эти вопросы нашли свое отражение в мифологических мировоззрениях людей. Мифология стала первым представлением людей о возникновении человека и устройстве мира. Несмотря на различия в мировоззрениях древних цивилизаций у многих из них были общие черты. Утургуры не были первыми среди людей, кто возвеличил Солнце до небесного божества. Но их выбор Солнца как бога был понятен и прост. Только под ослепительным и благодатным солнцем человек ощутил радость бытия. Утургурами считалось, что все процессы, все изменения на земле происходят по воле Солнца.

И так Солнце было первым языческим богом Утургуров.   А, как известно перед богами принято преклоняться. Алтарем для совершения сакральных обрядов служила поляна на краю леса, называемая майданом в центре которой устанавливали высокий деревянный столб. На его вершину как подношение богу привязывалось жертвенное животное. Как правило, это была крупная дикая птица тетерев или глухарь. Позднее в качестве жертвы стали использовать красноперого домашнего петуха. Высота столба имела немаловажное значение. Чем выше столб, тем ближе приносимая жертва к небу а, следовательно, и к богу небесного огня. А чтобы дикие лесные звери не могли забраться наверх и осквернить приносимую людьми жертву, столб очищался от сучьев и коры.

   
жертва богу Солнца
Обряд благодарения бога небесного огня
Обряд благодарения бога небесного огня. Рис. Елены Бекетовой
   
 
Утургуры восхваляли бога небесного огня
Утургуры восхваляли бога небесного огня. Рис. Марии Даниловой
 

Утургуры восхваляли бога небесного огня и просили принять их скромный дар. Они просили, чтобы в лесах водилось много дичи, и охота была удачной. Чтобы неприятности и невзгоды проходили стороной. После этого совершалось ритуальное действие, в котором двое мужчин выходили в круг и начинали борьбу между собой. Эта борьба олицетворяла не что иное как соперничество уходящего и вступающего в свои права нового бога. Во времена язычества люди часто разыгрывали сцены из жизни богов. В представлении предков татар весной на небесах встречались два бога небесного огня. Старый и молодой. Старому богу предстояло отстоять свое право, как и прежде, царствовать во вселенной, а молодой бог был полон энергии и желания доказать что настало его время править этим миром. Победитель определялся в непримиримой схватке. Небосклон был необъятным, но сиять на нем мог только один бог. Борьба высших сил непременно оканчивалась победой молодого бога. Считалось, что с этого времени начинается новый цикл в жизни природы и человека.

языческое ритуальное действиезавершался языческий обряд всеобщим гулянием

Завершался языческий обряд всеобщим гулянием. Радостные и одухотворенные от священнодействия и общения с небесным богом люди веселились. Их радость выражалась через ритуальные пляски и песни. Веселые гуляния по случаю дня благодарения бога небесного огня продолжались до глубокой ночи. Этот священнодействие было первым прообразом современного Сабантуя.

Обряд Сабантуя проводился Утургурами весной, что было, не случайно и имело свое обоснование. Весеннее пробуждение природы, самое волшебное и божественное явление. После долгого зимнего отсутствия, на небосклоне появляется "Молодое восходящее Солнце", сила которого с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Под его живительными лучами природа оживает, наполняя землю благодатью. Сила "Молодого Солнца" была такой, что никто не мог задержать на нем взгляда, а посмевший сделать это был немедленно ослеплен и терял зрение. Холодные зимние ветры время от времени еще наведываются на землю Утургуров, напоминая о прошедшей суровой зиме и "Старом убывающем Солнце", но дни его уже были сочтены. "Молодое восходящее Солнце» уже никому не уступит прав над этим миром. Такое мифологическое понимание природы вещей возводило Солнце в ранг Бога, а Сабантуй проводился Утургурами как обряд благодарения бога небесного огня (Тенгре).

У древних людей не было календаря, но это не мешало им ориентироваться во времени. Они прекрасно без него обходились ведь они были наблюдательными и пристально относились к любым изменениям в природе. Из многолетних наблюдений Утургуры сделали заключение о существовании круговорота в природе, когда весна сменяется летом, а после осени наступает зима и этот круговорот повторится вновь и вновь. Чтобы зафиксировать время, надо было просто поставить точку на этом круге. И эта точка была поставлена. День Сабантуя у татар стал первым днем в системе счисления времени, основанной на циклическом обращении Земли вокруг Солнца и весеннем, набирающем силу Солнце. Сабантуй являлся вершиной - отправной точкой времени, к которой привязывались все события, все элементы хозяйственной и бытовой жизни. Таким образом, день Сабантуя при всех других смыслах был еще и Новым Годом.

Присущая только человеку жизненная необходимость в объяснении явлений природы и своего бытия побуждало к возникновению первых мифов, ставших почвой для языческих богов и религий. Мифологии племен перерастали в религии наций, формировавших коллективное сознание, и объединяющих людей на идейных основах стоящих на более высших уровнях, чем родственно-племенные связи. Внешними атрибутами первых религий явились языческие обряды и ритуалы с жертвоприношениями, в которых разыгрывались сцены из жизни богов. Это в полной мере имеет отношение к обряду предков татар Сабантую. Возникнув из первых мифов племен Утургуров, Сабантуй явился отражением восприятия предками татар окружающего мира, суть которого заключается в единстве природы и человека. Сабантуй был основополагающим элементом в языческой религии предков татар, созданный ими самими, на их исконной земле.

мифологическое понимание природы вещей возводило Солнце в ранг Бога
Мифологическое понимание природы вещей возводило Солнце в ранг Бога