banner
 
аудиозапись
 
дети солнца режиссер гадель махмутов


Сабантуй в СССР (1917 – 1990 г.)

В 1917 году в Российской Империи происходит смена государственного строя. Социальное напряжение, порожденное нищенским существованием народа, и отягощенное Первой мировой войной, порождает в стране стихийные хлебные бунты, антивоенные митинги и демонстрации. Недовольство народных масс перерастает в буржуазно – демократическую революцию, в результате которой Российский император Николай II отрекается от престола. В октябре 1917 г., в результате вооруженного восстания рабочих и крестьян, в столице России Санкт- Петербурге, к власти приходят общественные силы, идеологией которых провозглашался коммунизм. Монархическая форма правления, с абсолютной властью Царя - Императора сменяется гегемонией пролетариата. Верховным органом власти в России был объявлен Съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Итальянский анархо-коммунист Эррико Маллатеста так формулировал идеи коммунизма – «Коммунизм есть форма общественной организации, при которой все люди соединятся и вступят во взаимное соглашение, имея целью — обеспечить за каждым возможно большее благосостояние. Исходя из принципа, что земля, рудники и все природные силы так же, как накопленные богатства и все, созданное трудом прошедших поколений, принадлежит всем, люди при коммунистическом строе условятся работать сообща, с целью производить все необходимое для всех».

Верховным органом власти в России был объявлен Съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов

На месте царской России сначала образуется Российское Советское Государство, а затем Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). В 1922 году, с присоединением к РСФСР других народов создается Союз Советских Социалистических Республик - СССР. Одними из первых документов изданных новой властью стали декреты: декрет о мире, декрет о земле, декрет о введении восьмичасового рабочего дня.

Важным для нового многонационального государства явилось принятие Декларации прав народов России. Декларация провозглашала:

• Равенство и суверенность народов России.

• Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

• Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

• Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Революционные перемены постепенно доходят и до бывшей Казанской губернии. Тревожные известия о свержении Царя и волнениях по всей России вызывают тревогу среди местного населения. Однако, как покажут дальнейшие события, для подавляющего большинства татар, эти перемены изменят жизнь к лучшему. 20 ноября 1917 г. Советское правительство обратилось с воззванием к трудящимся мусульманам России и Востока: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов – Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».

На заседании общего собрания Казанского Совета рабочих и крестьянских депутатов 29 апреля 1918 г., языки народов Поволжья, были объявлены официальными на территории Казанской губернии. 22 марта 1920 года Владимир Ленин принимает в Московском Кремле инициативную группу татар, во главе с Бурханом Мансуровым и Сахибгареем Саид-Галиевым, для обсуждения с ними вопроса об образовании Татарской республики. 27 мая 1920 года, Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР, была провозглашена Автономная Татарская Социалистическая Советская республика (АТССР, Татреспублика).

Построение коммунистического строя в СССР было идеологически несовместимо с религиозным сознанием общества и поэтому вытеснение всякой религии из сознания и быта населения являлось одной из политических задач руководства страны. Государство рассматривает религиозную идеологию как антинаучную и потому ведет научно-атеистическую пропаганду для освобождения сознания верующих от религиозных предрассудков. На этом фоне ослабляется влияние религии на верующих, что выражается в угасании большинства церквей и мечетей, сокращении сети молитвенных домов и потере ими своих приверженцев. Со временем это привело к тому, что религиозные праздники среди населения почти не отмечались, хотя и не были официально запрещены.

Татарский обряд Сабантуй, в пылу борьбы Советской власти с «пережитками прошлого», мог вполне попасть в список неугодных.
В борьбе Советской власти с «пережитками прошлого», Сабантуй мог попасть в список неугодных.
 

Татарский обряд Сабантуй, в пылу борьбы Советской власти с «пережитками прошлого», мог вполне попасть в список неугодных. Но этого к счастью не произошло. Сабантуй устоял. Трактовка праздничных обрядов зависит от господствующей в обществе идеологии. Имея форму организованного национального гуляния, с играми и забавами соревновательного характера, Сабантуй укладывался в систему ценностей Социалистического государства. В новых идеологических условиях Сабантуй был признан как форма культурного самовыражения татарского народа, в которой через игры, забавы, музыку и песни, выплескивалось его самобытное творчество. Вместе с этим Сабантуй будет, подстраивается и приспосабливаться к новым быстроменяющимся условиям, происходящими в обществе.

Новая национальная политика СССР, базирующаяся на праве свободного волеизъявления народов, открыла путь для подъема и установления качественно нового уровня национального самосознания татарского общества. Усиливается процесс этнического сближения и консолидации обособленных групп татар вокруг центральной Казанской группы. Интегрирующая роль Казанских татар способствует росту и развитию духовной жизни, обмену в области языка, искусства и традиционных обрядов. На этом фоне происходит нивелирование отдельных различий в обрядовых традициях, в том числе и обряда Сабантуя. Если прежде различные группы татар, не Казанской группы имели свои установившиеся ранее названия обряда – Аряпя, Жыен, Зиин, Майдан, Сабан туе, Сыт, Сагыл и Сорян, то со временем название Сабан туе становится общенациональным.

Сабан туе станоится общенациональным названием

Первые десятилетия существования СССР, характеризуются бурными темпами социально-экономического развития страны. Эти годы войдут в историю СССР как годы индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. С созданием колхозов, в деревнях открываются школы, вводится обязательное школьное образование, повсеместно становятся доступными электричество, радио, кино, газеты. Трактора вытесняют с полей лошадь с сохой. Наука все более проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Научное объяснение природных явлений превалирует над примитивными, донаучными взглядами. Прежняя слепая зависимость в преклонении перед силами природы и в их обожествлении отпала. Происходит активное переосмысление жизни. В этих условиях духовная образующая обряда Сабантуя, включающая в себя чтение молитвы, жертвоприношение и общее угощение трапезой, теряет свое предназначение и не находит отражения в изменившемся сознании сельского жителя. С потерей духовного смысла, Сабантуй перестает быть обрядом, содержащим языческие ритуалы, и перерождается в праздник с элементами народных традиций. Был обряд – Сабантуй, стал праздник - Сабантуй. В первой половине 20 века из обряда полностью исчезают чтение молитвы, жертвоприношение и коллективное угощение трапезой.

Был обряд - Сабантуй , стал праздник - Сабантуй.
Был обряд - Сабантуй , стал праздник - Сабантуй.
 

Обряд Сабантуйсамоорганизуемая татарской сельской общиной церемония, приуроченная ко времени весеннего возрождения природы, находящемуся в прямой связи с растущей силой Солнца, и с внутренним духовным содержанием основанном на единстве членов общины в поклонении перед обожествленной силой Солнца. Исходя из одушевленного понимания сил природы человеком и ощущения себя в неразрывной связи с ней, церемония имела предназначение в задабривании Верховного Солнечного Божества, и выражалась в форме ритуальных действий включающих в себя молитву, жертвоприношение, общую трапезу и веселое гулянье.

Праздник Сабантуйрегулируемое органами власти Республики Татарстан массовое мероприятие с элементами татарских народных традиций, проводимое в выходной день недели, первой половины июня, и существующее как дань уважения к устоявшимся обычаям предков татар. Формально провозглашаемый как праздник аграрного культа, характеризуется отсутствием духовного единства и понимания сути традиции, и воспринимается населением как самобытное татарское празднество в форме широкого народного гуляния и отдыха на природе с играми, забавами, песнями и танцами.

Рано или поздно это должно было случиться – Сабантуй не мог оставаться вечно в форме обряда. Большая заслуга татарского народа в том, что ему удалось сохранить традицию этого древнейшего обычая и продолжить его в виде обновленного праздника. Народ смог своевременно переориентироваться с отживших идей язычества и адаптировать Сабантуй к текущим условиям, наполнив его идеями аграрного культа сева яровых и восхваления труда землепашца и хлебороба.

Праздники в СССР не могли существовать сами по себе. Любой праздник инициировался государством и поэтому Сабантуй, будучи народным праздником, приобретает дополнительно статус государственного праздника на территории Татарской АССР. Теперь формально праздник посвящен завершению весеннего сева яровых. Дата его проведения переносится с начала мая на начало июня и приурочена ко времени окончания сева и завершения весенне-полевых работ. Имея государственный статус, он отмечается во всех территориальных образованиях Татарской АССР. Это происходит в течении первых двух недель июня. В субботу первой недели Сабантуй проводится отдельно в колхозах, а на следующий день, в воскресенье, проводится объединенный районный Сабантуй в каждом сельском районе. В следующие выходные, спустя неделю, Сабантуи устраиваются в городах республики.

В Советское время была выработана своя, новая форма проведения Сабантуя. Она разрабатывалась при непосредственном участии государственной власти. Так в 1983 году Отделом пропаганды и агитации областного комитета КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) ТАССР вместе с Министерством культуры и Центром народного творчества и просвещения издается специализированный сборник «Сабантуй – 83», состоящий из 12 брошюр. В этих брошюрах специалисты и знатоки по праздничным обрядам, в целях усовершенствования древнего обычая, давали свои разнообразные предложения. Сборник предназначался для секретарей райкомов партии и директоров районных домов культуры, которые должны были распространить данный опыт в районах, колхозах и пионерских лагерях. Во времена СССР любая информация, исходящая от КПСС исполнялась и претворялась в жизнь беспрекословно. Результаты не заставили себя ждать. Новая форма проведения Сабантуя успешно прижилась и используется до настоящего времени.

Форма районного Сабантуя

(середина 90-х годов)

• место проведения Сабантуя – Майдан. Поляна возле леса или реки, на отдалении 2 – 3х километров от районного центра.

• участники – жители деревень района татары и приезжие из городов, являющиеся выходцами из этих мест. (всего 3,5 – 5,0 тыс. чел.)

• начало в 10:00 по местному времени.

Торжественная часть

1. В 10:00 звучат фанфары (музыкальная фонограмма), извещающие о начале Сабантуя.

2. Торжественный проезд по кругу майдана повозок запряженных лошадьми. На повозках сидят: извозчик, гармонист, юноши и девушки. Все одеты в национальную одежду. Каждая упряжка украшена бубенцами и колокольчиками, звон которых наполняет майдан. Гармонисты играют веселые народные мелодии. Всего в торжественном проезде участвует около 12-15 повозок. Каждая повозка представляет один колхоз, входящий в данный район. Проехав два круга по майдану, повозки уезжают.

3. Ведущие праздника приглашают выйти, для открытия Сабантуя, секретаря райкома КПСС. Девушки в национальных костюмах вручают секретарю райкома, на подносе украшенному белым с вышивкой полотенцем, круглый каравай хлеба. Секретарь райкома произносит краткую речь. В свой речи он поздравляет собравшихся с праздником, подводит итоги прошедшей весенней посевной компании и дает пожелания связанные с предстоящими сенокосом и уборкой урожая. В конце речи подводятся производственные итоги района за прошлый год и отмечаются передовики сельского труда.

4. Происходит церемония награждения передовиков сельского хозяйства – механизаторов, доярок, скотоводов. Они награждаются почетными грамотами, ценными призами. Лучший комбайнер награждается бараном, которого водружают ему на плечи.

5. Церемония поднятия флага Сабантуя. Поднятие флага выполняют колхозники из числа передовиков.

6. Театрализованное музыкально-хореографическое выступление на поле майдана детского или юношеского коллектива на тему весны, труда, дружбы.

Основная часть

7. Традиционные игры и забавы:

• бой мешками на бревне;

• парный бег в мешках наперегонки;

• парный бег с деревянной ложкой и яйцом во рту наперегонки;

• парный бег с ведрами с водой, на коромысле, наперегонки;

• доставание денежной монеты (чайной ложки) из глубокого блюда, наполненного катыком;

• лазанье на 17 метровый гладкий деревянный столб, на вершине которого в клетке заперт красный петух и подвешена пара кожаных девичьих национальных сапожек;

• бег на расстояние наперегонки девочек и мальчиков;

• прохождение по наклонному гладкому деревянному бревну до его вершины за полотенцем;

• силовое перетягивание палки, сидя на земле в паре;

• перетягивание аркана в паре;

• разбитие глиняного горшка палкой, с повязанным на глазах платком;

• национальная борьба куреш. (борьба на кушаках среди мужчин);

• скачки лошадей ( конные скачки за пределами майдана );

7. Новые игры, забавы и соревнования, введенные в Советское время:

• срезать ножницами игрушку, подвешенную на нитке, с повязанным на глазах платком;

• перетягивание каната командами из разных колхозов, по 5 – 6 человек;

• распилка бревна двуручной пилой на скорость между двумя парами;

• забивание гвоздя (150 мм) в деревянное бревно в паре, на скорость;

• игра в волейбол. На площадке за пределами майдана;

• игра в футбол. На площадке за пределами майдана;

парный бег с ведрами с водой, на коромысле, наперегонки

разбитие глиняного горшка палкой

дети на сабантуе

Проведение игр и забав чередуется таким образом, что на майдане одновременно происходит два, три действия, по окончании которых их сменяют другие. Пришедшие на майдан активно участвуют в происходящем. Состязания самые разнообразные и каждый желающий выбирает себе свое по душе. Для участия в любом состязании достаточно просто выйти на поле майдана. Все участники игр, независимо от того выиграли они или проиграли, непременно награждаются небольшими призами. В качестве подарков они получают: карманные платочки, отрезы материи, головные женские платки и передники, комплекты постельного белья, полотенца, туалетное мыло. Подарки для Сабантуя собираются заранее с жителей деревень, во время церемонии сбора подарков. (Сбор подарков – Бирня жию, Аряпя. Сбор подарков является неотделимой частью сельского Сабантуя. Проводится за несколько дней до Сабантуя). Одновременно с состязаниями, на открытой эстраде, сменяя друг друга, выступают певцы и самодеятельные певческие коллективы. Звучат народные мелодии в исполнении музыкантов играющих на гармони, баяне, курае. Нередко слышаться не только татарские, но и русские песни. Даже в чисто татарских районах встречаются русские деревни, жители которых с удовольствием принимают участие в Сабантуе.

Чуть поодаль от майдана, в тени деревьев, люди разостлав на траву покрывала, устраиваются семьями, чтобы пообедать и немного отдохнуть. Для тех, кто хочет перекусить наскоро, открыты торговые лотки магазинов. Здесь представлен широкий выбор для угощения. На прилавках и витринах разложены: пряники, сушки, кексы, эчпочмак, бэлеш, кабартма, чак-чак, пирожки с мясом, яйцами, картошкой, конфеты, кукурузные палочки, леденцы, сладости, мороженное, колбасы, рыбные консервы, огурцы, соки, лимонад “Буратино”, чай в самоваре. Для курильщиков сигареты и папиросы в ассортименте. Спиртное в продаже отсутствует. Появление на Сабантуе нетрезвых людей строго пресекается милицией.

После полудня состязания на майдане на время останавливаются, когда на поле въезжает кавалькада из всадников на лошадях, принимавших участие в конных скачках (скачки лошадей проводятся за пределами майдана). Под торжественную музыку и аплодисменты зрителей они совершают круг почета. Ведущие программу Сабантуя перечисляют поименно участников скачек, а так же клички лошадей. Ведущими особо отмечается наездник и лошадь, выигравшие финальную скачку. По старой сложившейся традиции на шею победившей лошади повязывается белое полотенце с красной вышивкой “Сабантуй 198_”. Победитель скачек получает в качестве приза денежное вознаграждение в конверте. Остальные наездники награждаются шерстяными коврами и комплектами постельного белья. С окончанием награждения всадники с лошадьми выезжают с поля майдана.

Самым продолжительным состязанием, длящимся с самого начала и до окончания Сабантуя, является борьба на кушаках – куреш. Она начинается с борьбы мальчиков от 10-и лет, и заканчивается борьбой тяжеловесов за звание абсолютного батыра. К моменту финальной схватки за звание абсолютного батыра все остальные состязания уже завершаются. Все внимание майдана сосредотачивается на борьбе тяжеловесов. Как только одному из борцов удается бросить соперника на спину, он признается абсолютным батыром Сабантуя. Под одобрительные возгласы зрителей, победителя качают на руках. Затем по давней традиции на плечи победителя кладут живого барана. Уставший от тяжелых боёв победитель, с трудом удерживая на плечах крупного барана, делает символический круг почета по майдану. Кроме живого барана победитель также одаривался ценным призом – цветным ламповым телевизором советского производства (Горизонт, Березка, Славутич, Электрон, Фотон или Чайка). Остальные участники борьбы на кушаках, в зависимости от занятых мест в весовых категориях, награждались холодильниками, пылесосами, сепараторами молока, шерстяными коврами, комплектами постельного белья, набором хрусталя и посуды. С завершением церемонии награждения участников борьбы на кушаках завершается и Сабантуй. Люди покидают майдан. По возвращении домой, в каждом доме устраивается праздничный обед, принимаются гости из числа родственников.

Сабантуй. Художник Л.А. Фаттахов
Сабантуй. Художник Л.А. Фаттахов
 

Ночные гуляния молодежи

(неофициальная часть)

Ночные гулянья проводятся в день районного Сабантуя на месте майдана, и в день деревенского Сабантуя на поляне за околицей деревни. Молодежь собирается на месте гуляний, после захода солнца, в 10-11часов вечера. Все нарядно одетые. Специальных организаторов на ночных гуляниях нет, и поэтому кто-то должен взять инициативу на себя чтобы, «завести» всех собравшихся. Как правило, находится компания из нескольких бойких девушек, которая делает зачин. Они подтрунивают над парнями, над их неуместной сегодняшним вечером серьезностью и нерешительностью. Это служит сигналом для гармониста, чтобы завести задиристую плясовую музыку. Несколько женских пар пускаются в пляс. Вокруг танцующих образуется просторный круг. Если кому-нибудь из парней нравится девушка, танцующая в паре, он разбивает пару и танцует с выбранной девушкой. Если оказывается что, женская пара долго не разбивается парнями, то танцующие девушки, разойдясь и продолжая танцевать поодиночке, подходят к понравившимся им парням, приглашая их на танец. Парни не вправе отказаться от приглашения девушек. Как правило, такие танцы в паре, позволяют выразить девушкам и парням свои взаимные симпатии и чувства. Молодежь, стоящая по кругу, аплодирует в такт музыке, и ободряющими криками поддерживает танцующие пары. Если парень и девушка танцуют за весь вечер вместе, уже не один раз, это непременно замечается. Делается предположение, что в доме девушки, в скором, надо ждать сватов. Лица танцующих девушки и парня краснеют от смущенья. Через какое-то время, играющий без остановки гармонист, от усталости начинает фальшивить, и просит немного времени, чтобы отдохнуть. Тогда молодежь устраивает различные игры в кругу и поет протяжные песни. Если вначале гулянья парни и девушки держались несколько раздельно друг от друга, то к этому времени они смешались. Пиджаки парней оказываются на плечах озябших девушек.

Ближе к полуночи становится довольно прохладно. В стороне от места игрищ разжигается большой костер, и часть собравшихся перемещаются к огню, чтобы согреется. У костра также поют песни, между которыми кто-нибудь рассказывает забавные истории, от которых все смеются. Тут же у костра парни достают прихваченную с собой хлеб и картошку. Запеченная в углях картошка и обжаренный на костре черный хлеб, с запахом дыма, расходятся на ура. За играми и танцами, за песнями и непринужденным общением между девушками и парнями завязывается дружба и отношения. Кто-то сделал первый шаг навстречу, кто-то сказал важные слова, которые нерешался сказать раньше. Костер догорает, а вместе с этим заканчивается и ночное гулянье молодежи в день Сабантуя.